Описание и отладка бизнес-процессов
с Михаилом Рыбаковым
В команде совладельцев и руководителей

Я помогу вам добиться, чтобы организация работала как часы, приносила стабильно растущую прибыль и радость
с 2002 года
каждая компания уникальна

результаты для бизнеса, а не просто формальные документы

методика создана в работе с сотнями больших и малых компаний разных отраслей

Зачем отлаживать процессы?
Выстроить в бизнесе надежную систему, чтобы:

  • Компания стала работать четко, надежно, предсказуемо
  • Подготовить организацию к масштабированию
  • Повысить управляемость бизнеса, прозрачность для владельцев и руководителей
  • Поднять эффективность: прибыль на одного сотрудника, вложенный капитал, единицу времени и пр.
  • Организация стала устойчивой к изменениям и кризисам. И при этом - гибкой, адаптивной
  • Клиенты были довольны, покупали вновь и вновь, рекомендовали вашу компанию и ее продукты
  • Выигрывать у конкурентов
  • Компания стала более целостной, тратила силы на движение к целям, а не внутренние конфликты
  • Вовлечь команду! Чтобы бизнес развивался на энергии руководителей и сотрудников, а не только собственника / директора
  • Не зависеть от "звёзд" и от разгильдяйства работников
  • Организация могла работать "сама", требовала минимального контроля

  • Сотрудники стали взрослыми, ответственными и инициативными
  • Создать в компании здоровую атмосферу, энергию, драйв, жизнь
  • Не выгорать: ни руководителю, ни сотрудникам
  • У владельцев и топов появилась возможность заниматься стратегией и развитием
  • Выбраться из рутины и постоянных проблем - начать жить в кайф ;)

Что такое бизнес-процесс

Бизнес-процесс — это четкий алгоритм, последовательность действий, которую выполняют для получения заданного результата. Процессы многократно повторяются.


От эффективности процессов напрямую зависит конкурентоспособность и прибыльность компании.


Если процессы в компании не описаны (или описаны, но не работают четко), это — бардак. Или авторитарное управление в ручном режиме.

Бизнес-процессы — сквозные

То есть проходят через несколько подразделений и должностей

Задают алгоритм их совместной работы на общий результат организации

Вот как это выглядит (пример условный):

А как же оргструктура?

Это территория, по которой протекают реки процессов. Структура - это статика. Процессы - динамика.


Над оргструктурой, а также над должностными обязанностями и пр. работаем параллельно с отладкой процессов


Процессы - первичны


Точнее первичны цели организации. Из них уже вытекают процессы. А из них - необходимая оргструктура и т.д. Почему так, я подробно описал в своих книгах и других материалах.

Основные этапы
  • 1
    Разбираемся и описываем, как же компания работает на самом деле
    • Обычно — по-разному. То есть как исторически сложилось, как привыкли. Как работник когда-то научился: в этой организации или в другой. А иногда и просто как попало
    • Команда осознает и письменно фиксирует алгоритмы, по которым работает. Как хранит и передает информацию, и т. д. Это ОЧЕНЬ полезно, хотя и непривычно для многих
    • Разбираемся, кто за что отвечает

    Участники команды глубоко общаются друг с другом, учатся вникать в суть, достигать согласия, сотрудничать друг с другом

    Это не просто написание и формальная редактура документов.

  • 2
    Отлаживаем, оптимизируем процессы
    • Стандартизируем алгоритмы
    • Повышаем прозрачность и управляемость процессов
    • Договариваемся о самом лучшем, оптимальном способе выполнения
    • Ускоряем выполнение, снижаем трудоемкость, устраняем всевозможные потери и т. д.
    • Упрощаем процессы, убираем лишние шаги
    • Повышаем качество: и процессов, и результатов
    • Делаем процессы более удобными для выполнения, встраиваем в них «защиту от дурака»
    • При необходимости перераспределяем ответственность и полномочия
  • 3
    Внедряем процессы в жизнь
    • Обучаем персонал
    • Добиваемся четкого стабильного выполнения
    • Контролируем
  • 4
    Автоматизируем при необходимости
    Автоматизация и цифровизация помогают ускорить процессы, сделать их более удобными, снизить количество ошибок и пр. А также создают принципиально новые возможности
    Однако это происходит ТОЛЬКО при условии автоматизации четких процессов: отлаженных и эффективных
    Если же попытаться автоматизировать бардак, то и получится автоматизированный бардак. Который еще хуже прежнего, ручного
  • 5
    Продолжаем улучшать
    • Собираем статистику
    • Вырабатываем идеи по дальнейшему развитию
    • Улучшаем процессы, создаем и внедряем новые версии
Кто все это делает?
Команда ключевых людей компании

Я помогаю вам грамотно запустить эту деятельность и успешно двигаться к результатам
Избежать многочисленных граблей на этом пути
Почему команда?
А не сам директор. Не консультанты, аналитики и пр.

Работа над процессами в команде —
это единственный вариант, дающий результаты

  • Только ключевые люди организации знают, как она на самом деле работает
  • У них есть много ценных идей по улучшению компании
  • У людей есть энергия и желание развивать организацию. К сожалению, обычно они растрачивают ее на разговоры в курилках, перемывание костей друг другу, «начальникам» и клиентам. Надо помочь людям перенаправить эту энергию в мирное, созидательное русло
  • Они же будут внедрять решения. Они вместе создают их для себя и своих коллег. Понимают, что жить и работать предстоит по ним
Как проходит эта работа
1. Запуск

Стартовая сессия с вашей командой (3 дня), запускающая новый этап развития организации

Я как консультант помогаю:
  • Вовлечь команду. На входе многие настроены скептически. По итогам сессии увлечены этой деятельностью и искренне намерены в ней участвовать
  • Обучить команду методике: на реальных процессах и других задачах вашей организации
  • Выработать в команде наброски основных процессов и не только. Достичь договоренностей. Научиться слушать с слышать друг друга
  • Понять, как продолжить эту работу в компании после сессии
2. Работа команды над бизнес-процессами и пр.
  • Запуск в компании рабочих групп, каждая из которых занимается описанием и улучшением конкретного процесса. Группы создаются и для других задач по развитию бизнеса и его архитектуры
  • Их регулярная работа над поставленными / выбранными задачами
  • Координация групп топ-менеджерами
  • Внедрение выработанных решений
3. Сопровождение
Сопровождение компании в развитии Регулярные 2-дневные поддерживающие сессии с командой раз в 4 месяца
Количество сессий — по необходимости
А можем ли мы сделать всё сами? Зачем сессии? Зачем Вас приглашать?
Меня часто это спрашивают. Отвечаю))
Казалось бы - все просто. Методику я подробно описал в своих книгах и других материалах. Конечно, она постоянно развивается, но в целом написанное ранее остается верным.

Если ваша компания небольшая (человек до 50), то у вас действительно есть возможность отладить ее работу самостоятельно. Если хорошо поймете методику и будете настойчивы в ее применении. А если пройдете бизнес-лагерь или онлайн курс - тем более. Особенно, если поучаствуете вместе со своей командой, это сильно повышает шансы.

А вот если у вас 50, а тем более свыше 100 сотрудников - задача гораздо сложнее. Не столько методически: методика универсальна и работает в компаниях любых отраслей и размеров: с 2002 года с кем мы только ни работали. Хотя, конечно, есть нюансы. И организация проекта изменений, и управление им - гораздо сложнее.
Трудно сдвинуть махину организации с привычной колеи, вовлечь людей в изменения (они ведь у вас "любят" перемены, не так ли?), в развитие бизнеса.
Перемены штука такая... "Здесь вам не равнина, здесь климат иной, идут лавины одна за одной, и здесь за камнепадом ревет камнепад", — пел Владимир Высоцкий.

Мне помимо опыта помогает то, что по второму и третьему образованию я психолог и гештальт-терапевт, в том числе групповой. То есть работаю не только с бизнес-методиками, но и с более тонкими материями: атмосферой в команде, настроем людей, взаимоотношениями в коллективе и пр.

Вам я от души рекомендую не ходить месяцами и годами по граблям. А сразу запустить изменения грамотно.

Вы, конечно, можете попытаться сэкономить. Только грустно бывает приезжать в такую компанию на "поддержку" изменений, где и старта правильного не было. Понимать, как далеко ушли в неверном направлении. Видеть потухшие глаза людей. Узнавать, сколько ярких и талантливых уволились, не дождавшись улучшений. Осознавать возможности, которые компания упустила за эти годы.
Хуже всего то, что с каждой следующей неудачной попыткой перемен команда укрепляет "иммунитет к изменениям", то есть научается сопротивляться им более виртуозно и успешно. Вплоть до полной неспособности меняться, когда проще создать новую компанию, чем исправить эту. Впрочем, обычно "вылечить" удается - если собственник действительно этого хочет и готов настойчиво двигаться вместе со мной и своей командой по этому пути.

Экономия обходится дорого. И не только в деньгах.

Я показываю проверенный путь, помогаю идти по нему.
Инвестиции в свой бизнес и его команду окупаются многократно.

Как воплотить все это в вашей компании —

читайте на странице про сессии с командой и управление изменениями в организации

Михаил Рыбаков

Бизнес-консультант, организационный терапевт, ведущий стратегических сессий, психолог

Основатель команды «Михаил Рыбаков и Партнеры». В организационном развитии с 2002 года
Автор методик:
  • Наведение порядка в бизнесе, отладка его архитектуры
  • Разработка стратегии внешнего и внутреннего развития компании
  • Организационная терапия (в соавторстве)

Автор 4 книг-практикумов:
  • «Как навести порядок в своем бизнесе» (2010−2017)
  • «Бизнес-процессы: как их описать, отладить и внедрить» (2016)
  • «Стратегия бизнеса: как создать и воплотить ее в жизнь» (2018)
  • «Развитие живой компании. Практикум по организационной терапии в гештальт-подходе» (2021, в соавторстве)

а также фильма «От карьеры к свободе», сотен публикаций

Регулярно провожу мероприятия в России и других странах

Помогаю владельцам и управленческим командам частных рыночных компаний

Два высших образования — системный аналитик (экономика, ИТ) и психолог (гештальт-подход и др.)

www.mrybakov.ru

У многих до встречи со мной не получается.
Почему?

Многие компании пытаются описывать и улучшать процессы. Но зачастую попытки проваливаются полностью или частично. В том числе после обучения на различных семинарах и MBA, приглашения известных консультантов и пр.

Почему?

  • Слабая вовлеченность первых лиц компании
  • Непонимание сути процессного подхода и методики. Происходит имитация, а не реальное внедрение. Фантик есть, а конфетки в нем нет
  • Регламенты, стандарты и пр. — толстые, написаны сложным языком и схемами. По ним сложно, неудобно работать
  • Множество устаревших документов за разные годы используются слабо и противоречат друг другу. Сама идея регламентации компании и работы по стандартам обесценена
  • Формальное отношение. Пишут «бумажки», вместо того чтобы разбираться, как же работает организация и договариваться о том, как работать лучше
  • Процессы описывает сам директор, или отдельный специалист, или привлеченные консультанты. Команда не вовлечена, а значит — сопротивляется. Люди не принимают того, что им пытаются навязать — их пытаются продавливать
  • Не занимаются внедрением всерьез. Создали документы, а заработают они «сами», как-нибудь. Иногда директор издат приказ, сотрудников заставляют ознакомиться и расписаться
  • Не хватает последовательности и настойчивости, чтобы дойти до результатов
  • Вера в чудо автоматизации: «купим программу, и она решит все наши проблемы»

Часто я прихожу в организацию, где было уже много попыток, команда разочарована. Описание процессов, внедрение бережливого производства, создание системы качества на основе ISO 9001 и т. д.


В этих случаях я помогаю команде переработать прошлый негативный опыт. Разгрести толстые слои накопившегося разочарования. Найти и усилить искреннее желание развивать бизнес

В моей практике

получается у всех, кто упорно движется вперед


Эволюционное развитие организации всегда приносит обильные и вкусные плоды



Заявка на описание и отладку бизнес-процессов
с Михаилом Рыбаковым
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Телеграм-канал Михаила Рыбакова. Простые надежные технологии от А до Я. Практика
Контакты

Звоните: +74959262609, пишите на info@mrybakov.ru, в телеграм @mike_rybakov

До скорой встречи!